Как понять душу ребёнка
Для развития мудрого подхода к изучению личности ребенка и обоснованного воздействия на нее, педагог-психолог должен научиться быть внимательным к индивидуальности, принимая уникальность и неповторимость человека. Психолог может развивать эти качества, используя богатство литературных произведений, имеющих в своем арсенале яркие, образные описания устойчивых характеристик личности, динамики развития каких-либо качеств и т.д.
Литературный подход действительно помогает приблизиться к пониманию детской души. Приведем конкретные примеры, связанные с художественным описанием элементов мироощущения детей.
- Присущее и важное для каждого ребенка «безумное ощущение радости», связанное с потребностью испытывать «безбрежное счастье» от самого факта присутствия на земле очень ярко представлено в произведении Р. Бредберри «Вино из одуванчиков». Ребенку необходимо это ощущение, по словам Чуковского «счастье для малых детей – это норма жизни, естественное состояние души, еще не знающей ни об угрозе смерти, ни о мучительных тяготах жизни». Дети жаждут его, интуитивно к нему тянутся и даже учат взрослых быть счастливыми, как, например, героиня одноименного романа Э. ПортерПолианна.
- Способность детей к самоисцелению, установка на радость и «самообслуживание оптимизмом» даже в самом отчаянном положении. Читая произведения из «Библиотеки мировой литературы для детей», например рассказы и повести И. Василенко, А. Неверова, Н. Носова, А. Мусатова и т.д. мы можем познакомиться с судьбами мальчишек и девчонок, детство которых проходило в тяжелые времена. Здесь мы воочию убедимся, что счастье преодоления, победы над злом, несчастьем бедой – это тоже важная тема в изучении детского мировосприятия.
- Использование шалостей, творчества, фантазии очень ярко представлены в произведении А. Линдгрен: «Эмиль из Ленесберге», дающем нам образ сообразительного 6-ти летнего мальчугана-проказника. Его шалости часто безобидны, и могут восприниматься как непослушание и попытка испытать себя в противостоянии со взрослыми, а могут - как способ экспериментирования, изобретательности в творческом освоении действительности. На примере анализа традиционных детских шалостей мы можем исследовать их психологические функции, рассмотреть такой тип поведения в разном возрасте и увидеть исходы – в идее творчества, предприимчивости, обогащении практического опыта, веры в невероятное, благодаря своему личному опыту.
- Уникальная способность видеть реальность под углом фантазии и творчества, примеры детского философствования, противопоставление детской непосредственности – взрослой серьезности показана в книге Антуана де СентЭкзюпери «Маленький принц». Она обращена к ребенку в каждом взрослом с призывом: верить в чудо, жить в соответствии с настоящими, а не мнимыми ценностями: по-настоящему дружить, любить и заботиться.
- Взаимодействие с миром природы, ощущение себя частью этого мира, восприятие животного и растительного как ресурса развития
- физических и духовных сил. Так, в произведении Э. Сетона-Томпсона «Маленькие дикари» мы видим создание детьми своеобразной экологической и психологической ниши в виде настоящей индейской хижины в лесу, в которой можно увлекательно, по-настоящему знакомится с реалиями жизни, а иногда и прятаться от «вредных воздействий» окружающего мира. Тот же самый опыт взаимодействия с миром природы, однако в метафорической форме мы видим в сказке «Рони – дочь разбойника», в истории девочки осваивающей мир благодаря чуткой детской интуиции, силам природы и своим врожденным способностям.
- Самоценность детства как жизненного периода очень ярко показана в цикле рассказов В.И. Даля «Картины из быта русских детей». Писателем искусно представлены все грани образа детской души, «безгрешной в своем неведении и открытой любви и страданию» . Основываясь на воспоминаниях детства, данные рассказы содержат основы миропонимания ребенка: «процесс формирования картины мира детей можно назвать все принимающим, окрашенным «свободной легкостью» в познании себя и открытии для себя окружающего мира». Представляя традиции русской семьи, воспитательные воздействия и атмосферу любви, писатель утверждает, что детям свойственна чистота помыслов, бескорыстие, наивность.
Такие примеры отражают попытку более глубокого осмысления «секретного мира детей», связанную с формированием профессиональноважных качеств педагога-психолога: любить и понимать ребенка, оказывать ему поддержку и помощь в освоении противоречий и кризисов, демонстрировать заинтересованность и неравнодушие к потребностям детской души.
Комментарии
Отправить комментарий